В каждом фильме в стиле нуар есть сцена, где главный герой одиноко наблюдает за жизнью города под мрачную джазовую музыку. Часто это уставший детектив в шляпе и плаще с поднятым воротником. Но бывает и иначе, отрицательные герои тоже грустят под такой медленный депрессивный саундтрек. Например, в «Таксисте» Мартина Скорсезе грехи Нью-Йорка изучает герой Роберта Де Ниро и вторит ему минорный, в тон фильму, дарк-джаз.
Нельзя точно сказать, кто начал играть в стиле дарк-джаз, однако из маститых музыкантов первую такую мрачную пластинку записал Майлз Дэвис, это был саундтрек к французскому триллеру «Лестница на эшафот». Восемь лет спустя вышел альбом Meditations Джона Колтрейна – половина диска заполнена густым, неторопливым, нехарактерным для музыканта джазом.
Дарк-джаз сегодня играют многие коллективы со своей преданной базой поклонников, но популярным этот стиль назвать нельзя – очень уж он мрачен. Самыми значимыми на сцене стиля дарк-джаз сегодня можно назвать команды Bohren & der Club of Gore, Dale Cooper Quartet & the Dictaphones, Somewhere off Jazz Street и The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble. Последние в этом списке могут показаться не просто мрачными, но даже страшными, пожалуй, не стоит слушать их пластинки перед сном.