Для того чтобы играть джаз, нужны саксофон, корнет, фортепиано, контрабас и барабаны – такой состав, по мнению многих, способен выдать гармоничную музыку. Но как быть, если авторам хочется чего-то особенного.
Например, ещё в 60-х музыкант Rufus Harley, изучив хорошенько тенор-саксофон, присмотрелся к шотландской волынке. Игра на этом инструменте восхитила его на похоронах Джорджа Кеннеди, поэтому он уделил ей особое внимание. Он записал несколько альбомов, сумев изобразить на волынке оттенки спиричуэла и соул-джаза.
Укулеле – это не только маленькая гавайская гитара, часто мелькающая в тик-токах тинейджеров, но и серьёзный инструмент в руках талантливого джазмена Lyle Ritz. Он блестяще обращался с бас-гитарой и контрабасом, поэтому смог приспособить четырёхструнную гитару к сложной джазовой музыке.
Впрочем, и арфа иногда смотрится гармонично не только в кафедральных соборах. Dorothy Ashby записала в 1968 году альбом Afro-Harping, на нём ее инструмент выдает и весёлый фанк, и сложные мелодии.